|
Каталог статей
Паузы
С одной
стороны, паузы обычно отсутствуют между группами тесно связанных слов
(«ходил-я-так со-дня-на-день» — между словами, соединенными дефисами, П
отсутствуют), с другой — при подчеркнутом эмфатическом произнесении
слов П делается в середине слова Однако для
синтаксического и смыслового членения речевого потока значение имеют
лишь те П, которые совпадают с границами слов и предложений Паузы этого
типа — в соединении с различиями интонации (см) — передают в
произносимой речи весьма тонкие различия смысловых отношений между
частями сочиненного бессоюзного предложения и членами предложения Ср
различия в предложениях типа: «придешь домой — ляжешь спать» (с
отношением условной или временной связи между предложениями) и «придешь
домой, ляжешь спать» (с простой последовательностью не связанных
предложений); или различия в связи членов предложения типа: «платок
был||запачкан,||в крови» и «платок был||запачкан в крови» На выделении
П отдельных членов предложений основано значение инверсии (см) В
письменной речи наличие П (или возможность ее) сигнализируется
различными знаками препинания . В
художественной речи пауза имеет чрезвычайно большое значение как в
отношении ее интонационной организации, так и в отношении организации
чисто ритмической; именно пауза регулирует смысловое и тем самым
интонационное движение речи, что чрезвычайно увеличивает богатство
всякого рода смысловых оттенков, подчеркиваний, умолчаний и т
д «Постой, постой! Ты выпил без меня» (Пушкин) П,
обозначенная в этом примере многоточием, раскрывает (в обращении
Сальери к Моцарту, выпившему яд), «договаривает» то, что словами не
было сказано В то же время в стихе расстановка П отражается на
ритме, выделяя напр те ударные слоги, после к-рых стоит П, превращая
отрезок речи между двумя П в ритмическую единицу Отсюда число П в стихе
определяет его ритмический характер: поскольку П свидетельствует о
законченности данного речевого отрезка, постольку данная система П в
значительной мере определяет и систему ритма Например для многих
русских дворянских поэтов XIX в характерно размещение постоянных П в
конце стихотворной строки и отсутствие П в середине, что определяет
значительную ритмическую монотонию, напр: «Вдали огонек за
рекою, Вся в блестках сияет река, На лодке весло
удалое, На цепи не видно замка» (Фет) Самое постоянство вКаталог организаций в Московской области
размещении П имеет уже определенный ритмирующий характер, благодаря
чему сдвиг П в середину или начало следующей строки дает новый
ритмический — и следовательно опирающийся на смысловой — ход,
например: «Никто мне не скажет: Куда ты Поехал? Куда
загадал? » (Фет) Наоборот, у Маяковского встречаем исключительную
насыщенность П, к-рая разбивает его стих на ряд законченных речевых
отрезков и создает совершенно своеобразный ритм: «Это было
(П) Было в Одессе (П) Приду в четыре (П) сказала Мария
(П) Восемь (П) Девять (П) Десять (П) Вот и
вечер (П)» На этом в частности основан принцип печатания
Маяковским стихов, определяемый разбивкой строк на законченные
благодаря П речевые отрезки На примере П чрезвычайно четко можно
проследить единство словесной структуры произведения с его идейным
содержанием: являясь результатом определенного смыслового выделения
слова.
|
Категория: музыка | Добавил: wertyh (06.04.2011)
|
Просмотров: 961
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Друзья сайта |
---|
Бродяга
Здесь может быть ссылка на ваш сайт.Пишите договоримся. |
|