Публичная речь — это особая форма речевой деятельности в
условиях непосредственного
общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь.
Публичная речь произносится с целью информирования слушателей
и оказания на них
желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и
т.д.). По
своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть
рассчитанную на пассивное
восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции. Крупный
ученый-лингвист В. В.
Виноградов писал: «Ораторская речь— особая форма драматического монолога,
приспособленного
к обстановке общественно-бытового или гражданского «действа».
По мнению специалистов, для современного монолога типичны
значительные по размеру
отрезки текста, состоящие из высказываний, имеющих индивидуальное
композиционное
построение и относительную смысловую завершенность. Эти признаки свойственны и публичной
речи.
Однако строгих границ между монологом и диалогом не
существует. Почти в любом монологе
присутствуют элементы «диалогизации», стремление преодолеть пассивность
восприятия адресата,
желание втянуть его в активную мыслительную деятельность. Особенно это
характерно для
ораторской речи.
Если рассматривать публичное выступление с
социально-психологической точки зрения, то это
не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем
процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог. Взаимодействие между
говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и
другая сторона
являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет
свою роль в
этом сложном процессе публичного общения.