1.
Наличие «обратной связи» (реакция на
слова оратора). В процессе выступления оратор имеет
возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова
улавливать ее
настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала
определять, что
на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать
свою речь. Именно
«обратная связь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средством
установления
контакта со слушателями.
2.
Устная форма общения. Публичная речь представляет собой живой непосредственный
разговор со слушателями. В ней реализуется устная форма литературного языка.
Устная речь в
отличие от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом
зависит от того, кто
и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и
организовать публичное
выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко
усваивалось
слушателями. Ученые установили, что при восприятии письменной речи
воспроизводится лишь 50
% полученной информации. То же сообщение, изложенное устно и воспринятое на
слух,
воспроизводится до 90 %.
3.
Сложная взаимосвязь
между книжной речью и ее устным воплощением. Ораторская речь,
как правило, тщательно готовится. В процессе обдумывания, разработки и
написания текста речи
выступающий опирается на книжно-письменные источники (научная,
научно-популярная,
публицистическая, художественная литература, словари, справочники и др.),
поэтому
подготовленный
текст — это, по
сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать
текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются
элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учетом
реакции
слушателей. Выступление становится спонтанной устной речью. И чем опытнее
оратор, тем ему
лучше удается перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной
устной речи.
Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен
готовиться по
законам устной речи, с расчетом на его произнесение.
Таким образом, как пишут авторы учебника «Культура устной
речи» (М., 1999), «книжность и
разговорность — вот те опасности, которые постоянно подстерегают оратора».
Выступающийдолжен постоянно балансировать, выбирая оптимальный вариант речи.
4. Использование различных средств общения. Поскольку публичная речь — это устная
форма общения, в ней используются не только языковые средства, хотя язык — это главное оружие
выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой. Важную роль в
процессе выступления играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации
(интонация, громкость голоса, тембр речи, ее темп, особенности произношения звуков; жесты,
мимика, тип выбираемой позы и др.).