Под эффективной речевой коммуникацией
понимается достижение адекватного смыслового
восприятия и адекватного толкования передаваемого сообщения. Правильная
интерпретация
считается состоявшейся, если реципиент трактует основную идею текста в
соответствии с замыслом
коммуникатора. Если реципиент усвоил, для какой цели порожден данный текст, что
именно хотел
сказать его автор с помощью всех использованных средств, можно утверждать, что
он
интерпретировал текст правильно. Неадекватное понимание устного и письменного
сообщения у
отправителя и получателя может привести к серьезным ошибкам во время выработки
и принятия
решения, стать причиной нежелательных конфликтов.
Как отмечают исследователи, успешность речевого общения и его неудачи зависят не
только от
выбора говорящими языковых форм. Большое влияние на эффективность речевой
коммуникации
оказывают многие экстралингвистические (внеязыковые) факторы. Специалисты к ним относят
потребность в общении,
коммуникативную заинтересованность; настроенность на мир собеседника,
близость мировоззрения говорящего и слушающего; умение слушателя проникнуть в замысел
(намерение, интенцию) говорящего; внешние обстоятельства (присутствие
посторонних,
физическое состояние), знание норм этикетного речевого общения и др.
Очень важно создать позитивный
коммуникационный климат, помогающий установить контакт
и взаимопонимание
в процессе общения. По данным зарубежных ученых, количество передаваемой
информации, ее точность увеличиваются в атмосфере доверия и открытости между участниками
общения.
Созданию такого климата способствует соблюдение участниками
диалога принципа кооперации
Г. П. Грайса и принципа вежливости Дж. Н. Лича, установление парт-
нерских отношений, а
также применение ряда
психологических принципов общения,
сформулированных в научной и методической литературе. Назовем основные из них.