Общественная, политическая и деловая жизнь России
демонстрирует нам многочисленные
примеры некорректных, конфронтационных речевых актов. Неумение и нежелание
вести
конструктивный диалог нередко приводят к размежеванию тех сил, которые должны
объединяться,
становиться единомышленниками. Энергия зачастую тратится не на решение жизненно
важных
задач, а на уничтожение оппонента, что приводит к самоуничтожению сторон.
Одной из главных причин появления деструктивных элементов в
процессе общения является
отсутствие позитивных нравственных установок его участников по отношению друг к
другу и к
окружающему миру.
Нравственная установка — это готовность личности действовать
в соответствии с
определенными моральными нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о
социальной
ответственности, справедливости, долге и т. д. Нравственная установка личности
формируется в
процессе социализации, то есть воспитания в семье, при получении образования,
усвоении
соответствующих профессиональных и корпоративных кодексов морали.
Следует отметить, что начиная с античных времен теоретики и
практики ораторской речи,
специалисты по общению придавали и придают большое значение нравственной
позиции
говорящего. Например, в «Российской риторике», изданной в 1824 году,
подчеркивается, что оратор
должен иметь нравы добрые и наклонности честные,
что «слово его не меньше должно быть
вывескою его добродетели, как и просвещения».
Е. Н. Зарецка*., автор книги «Риторика. Теория и практика
речевой коммуникации» (1998),
утверждает, что наладить конструктивное сотрудничество между людьми, негативно
относящимися
друг к другу, невозможно, даже
если они
заинтересованы в этом и решаются скрыть свою неприязнь за формально вполне
корректными речами. Истинные чувства, проявляясь непроизвольно в мимике,
жестах, интонации,
будут изобличать их и деструктивно действовать в процессе общения. Так как
сознательные и
бессознательные установки трансформируются в чувства, которые непроизвольно
актуализируются
жестами, мимикой, движениями, голосом, то, о чем бы мы ни говорили с другим
человеком, мы
одновременно сообщаем ему и наше отношение.
Психологи отмечают, что, улавливая несоответствие между
установками и поведением, человек
начинает ощущать некоторое напряжение («диссонанс»), чувство дискомфорта. При
этом, даже
если разум влечет его к согласию с оппонентом, то чувство дискомфорта вызывает
протест и,
казалось бы, нелогичное намерение к конфронтации, капризному упрямству. Опыт
показывает, что
максимизация эффективности общения достигается тогда, когда этические и
эмоциональные
установки соответствуют содержанию речевого акта.
Отсутствие позитивных нравственных установок в речевом
общении в известной мере является
следствием тоталитарного режима в нашей стране. Многие нравственные проблемы
решались на
основании всем известного принципа: нравственно то, что служит делу революции,
делу
строительства коммунизма. На этом фундаменте строилась вся система ценностей и
деятельностных ориентиров. В последние годы ценностные установки российского
общества
динамично меняются, происходит кардинальное переосмысление понимания
общественного долга,
моральной ответственности личности. Как утверждают социологи, в России сейчас
господствует
моральный плюрализм. Каждая личность имеет свою более или менее определенную
систему
нравственных ценностей, свой моральный кодекс, который и определяет конкретную
линию
поведения, в том числе и речевого. По мнению исследователей, это тревожный
фактор
общественного развития.
Моральный
плюрализм может привести к моральной неразборчивости, стать серьезным барьером
для установления нормальных взаимоотношений при обсуждении тех или иных
вопросов.
осуществления эффективной речевой коммуникации является новая этическая парадигма
сложившаяся в XX веке, — этика
ненасилия, или сопротивление насилию
ненасильственными
методами.
Согласно концепции этики ненасилия каждый человек является
одновременно носителем добрых
и злых начал, находящихся в постоянном противоборстве. Проявление доброго и
злого в поступках
людей нестабильно. По отношению к одному человек может проявлять доброту, по отношению
к
другому — злобу, сегодня он может быть добрым, а завтра — злым. Взаимодействуя,
люди по
законам подражательности заражают друг друга и добром, и злом. Душа человека
отзывчива и на
злое, и на доброе. Добро и зло как бы переливаются от одного человека к
другому. Люди
взаимосвязаны в добре и зле. Поэтому приверженец ненасилия, строя свои
взаимоотношения с
другими людьми, исходит из установки, что они открыты и отзывчивы к добру и
злу.
В процессе речевой коммуникации партнер должен активизировать
добрые начала,
способствующие гармоничному сотрудничеству, и блокировать негативные тенденции.
По утверждению философов, нравственная амбивалентность
(двойственность) неустранима и
является основой человеческого общественного бытия.
Идеологи этики ненасилия сформулировали ряд принципов
социального взаимодействия людей,
которые должны учитываться и в практике речевой коммуникации. К ним относятся:
отказ от
монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссам; критика
своего
собственного поведения с целью выявления того, что в нем
могло бы питать и
провоцировать враждебную позицию оппонента; анализ ситуации глазами
оппонента с целые понять и найти такой выход, который позволил бы ему сохранить
лицо, выйти из
конфликта с честью; борьба со злом, но любовь к людям, стоящим за ним; полная
открытость
поведения, отсутствие в отношении оппонента какой бы то ни было лжи, скрытых
намерений,
тактических хитростей и др.
процесс организации речевого взаимодействия. Поэтому риторическое образование должно
сопровождаться этическим просвещением и нравственным воспитанием